kornet_azarov (kornet_azarov) wrote,
kornet_azarov
kornet_azarov

Categories:

Соучастник



Год: 2004
Режиссер: Майкл Манн
В ролях: Том Круз, Джейми Фокс, Хавьер Барден (в эпизоде), Джейсон Стэйтем (в  феноменальной роли-короткометражке) и прочие


Кто-нибудь когда-нибудь задумывался о том, сколько всяких разных рож видит обыкновенный таксист за смену? А за год работы? А за 12-ть лет?

Макс работает таксистом уже 12-ть лет. Работает в Лос-Анджелесе - не самом маленьком городе планеты. И его от обилия перевозимых ежедневно рож и задниц уже порядком тошнит.



Но у Макса - впрочем, как и у каждого порядочного американца - есть мечта. Остров Лимо. Вернее, даже так -"Остров Лимо": комфортабельные покатушки для богатеньких на дорогущих "меринах" S-класса. И когда Макса достает то, что едет на заднем сиденье его вылизанного до блеска служебного "форда", он уносится на этот свой остров посредством разглядывания одного из мальдивских атоллов.



Ибо до Мальдив настоящих, а равно как и до "Острова Лимо" Максу "баранку" таксо еще крутить и крутить. Макс в общем-то неплохой парень - просто он банальный неудачник, который никак не может признаться самому себе: "Старик, в этой жизни ты остался на обочине".

Нет, у него же есть мечта! Просто все очень непросто: нужен первый взнос, страховка, персонал, клиентура... На все это надо накопить, поэтому такси - это временно, это чтоб заработать деньжат по-быстрому.

Ага, 12-ть лет. По-быстрому.

Вот и разглядывает Макс, разложив на "торпеде" своего такси бутерброды, порядком подуставший уже каталог с "мерседесами".



Обычно Макс работает в ночную смену: "Поспокойней народ, пробок поменьше, чаевые побольше". А мечта, стало быть, поближе - что ж, есть свой резон, чтобы не спать по ночам.

Вот в одну из таких ночных смен на заднем сиденье его машины оказывается импозантный седоволосый господин. Он неместный, приехал навестить своих якобы друзей, и, если Макс, прекрасно знающий город, поможет ему сориентироваться в адресах, он, то есть, Макс, не прогадает. Господин вежлив, спокоен, учтив и производит весьма приятное впечатление. А его дорогой серый костюм, хорошие часы и весьма основательный, на вид тоже недешевый чемоданчик расставляют необходимые финальные акценты.

В общем, не верить ему у Макса оснований нет, но, честное слово, чувак, лучше бы он сел в другое такси...

" - А я-то думал "Классный дядька"...
  - А я и есть такой. Особенно в своей стезе".




Первый друг Винсента (так господин представился) живет на каких-то окраинах, и связывает их дружба настолько мужская и крепкая, что друг после этого рандеву выпадает из окна и приземляется аккурат на машину Макса. Тут-то и становится нашему мечтателю не до комфортных лимузинов.

"- Черт, он дохлый...
 - Да, угадал.
 - Ты убил его...
 - Нет, я стрелял в него. А убили пули".


Логика железная. С такой сложно спорить. Особенно, такому безобидному индивидууму как Макс. Можно было бы попробовать, но к логике прилагался не менее железный аргумент - ствол.

" - Шесть миллиардов на планете. А ты взгрустнул из-за одного жирдяя".

Поэтому Макс покорно помогает запихать покойника ("Это просто труп. Бери его за руки.") в багажник своего таксо, садится за руль и направляется по второму и совсем не последнему адресу.

Ночка у Макса обещает быть долгой и насыщенной.

***

Ну что? Это Майкл Манн, режиссер той самой "Схватки" - киноромана о противостоянии двух равновеликих силищ в исполнении Де Ниро и Пачино. Фильма стартующего как боевик и плавно превращающегося в настоящую драму. Упоминание "Схватки" неизбежно - Манн словно сам закинул несколько крючочков: "Схватка" начинается в метро и заканчивается в аэропорту; "Соучастник" начинается в аэропорту и заканчивается в метро. Героев Пачино и Круза зовут одинаково - Винсент. Сюжет разворачивается и там, и там в Лос-Анджелесе.

Майкл Манн это, как правило, узнаваемый стиль и режиссерский почерк. И это, как правило, знак качества. Да, у него есть несколько картин, которые народу не зашли, но, например, до тягучей и очень неспешной драмы "Свой человек" с тем же Алем Пачино и Расселом Кроу не всякий зритель еще дорос.

"Соучастник" не настолько крут как "Схватка", но тут и актерский состав попроще: Том Круз точно также уступает в игре Де Ниро, как Джейми Фокс в плане актерского мастерства - Пачино. Хотя им безусловно удалось создать образы своих героев, прорисовать их характеры. И тямтя-лямтя Макс, заливающий матушке, что у него уже есть "Остров Лимо", внезапно оказывается человеком, способным посмотреть на себя со стороны. Всего-то и потребовалось, что повозить киллера на заднем сиденье.



И, собственно, сам киллер: жесткий, умный, со своей философией (иногда, кстати, внезапной для человека его рода деятельности), любящий джаз, упертый профи. Том Круз вообще довольно предсказуемый актер - ровный, качественный, "Давай дневник - пятерка!". Особенно, если поставить его в пару с настоящим монстром типа Джека Николсона или Дастина Хоффмана. И играет "вечный мальчик Голливуда", как сами знаете, исключительно хороших парней. Почти любая его роль это в той или иной мере вариация на тему непотопляемого Итана Ханта. Если, конечно, роль не выпадает из обоймы привычных - как, скажем, его роль в "Магнолии" или "Человеке дождя".

А чтобы его роль стала чем-то особенным, чтобы она именно выпала, нужен хороший крепкий режиссер, знающий, как загнать под лавку Тома Круза "звезду" и вытащить оттуда Тома Круза актера, и заставить его пахать.

Майкл Манн как раз такой режиссер. Поэтому и чувствуется сразу - то, что актер делает, нравится как самому актеру, так и режиссеру.  В итоге Круз и сумел продемонстрировать еще раз, что как актер он иногда может выйти за те скучноватые рамки, в каких оказывается без хороших режиссеров, и сделал из своего героя человека - с прошлым, но без будущего. В конце концов, святая истина: профессионалы ценяться ровно до того момента пока следуют курсу партии, либо пока живы. В современном мире мертвый лев никому не нужен - все больше ценятся живые собаки.



И, кстати, о героях. Основных их здесь трое: Макс, Винсент и... город. Город, Лос-Анджелес, это не фон, не декорация, не то, что можно задвинуть за ширму как только режиссер произнесет "Спасибо, снято!"

Лос-Анджелес такой же полноценный соучастник, как и бедняга Макс, - только без угрызений совести. Ему все равно, он за время своего существования и не такого насмотрелся. Подумаешь, что какой-то там залетный обаяшка-киллер завалит пятерых. Пятерыми больше, пятерыми меньше. Завтра на их место приедут десять новых. Простая арифметика.

" - Тут мужик, я читал, спустился в метро и... умер. Шесть часов прошло прежде, чем кто-то обратил внимание. Труп наматывал круги по Лос-Анджелесу, народ входил-выходил... Не заметил никто".

Город Ангелов предоставляет сцену для происходящего действия. Он открывает занавес и из ролика ковровой дорожки раскатывает шоссе, по которому движется такси Макса. А потом заявляет, что Макс, впрочем, также как и его опасный пассажир, никто на его просторах. Они случайны, как случаен в городе койот, перебегающий дорогу.



Итак, "Схватка" - это эталон, самая верхняя строка. Однако "Соучастник" расположился немногим ниже. Здесь есть хорошая приятная картинка, здесь есть интересные герои, здесь есть прекрасный саундтрек - здесь есть все, что характерно лучшим картинам Манна.

Конечно, если начать всматриваться в сюжет, в сценарии найдутся прорехи и некоторые нестыковки. И киллер для профессионала слишком уж болтлив, и работу он свою делает не так, чтобы очень уж чисто и безупречно... И эпизоды некоторые маловероятны.

Но если не придираться и не выискивать ошибки, то несомненно можно получить массу удовольствия от режиссуры, операторской работы и прекрасно прописанных диалогов.

Повторимся: "Соучастник" не столь крут как "Схватка".

Однако в стильности, качестве и классе ему не откажешь.
Tags: беседы о высоком, впечатления, кино, рецензии
Subscribe

  • Жежешечка напомнила один уникальный момент

    Этот пост был опубликован 9 лет назад! Эх... как же давно это было...

  • Слова, слова, слова

    Евгений Александрович Евстигнеев в роли Евгения Александровича, режиссера народного театра... - Евгений Александрович, вот это место... (отодвигая…

  • Аж два "О"!

    Впервые за несколько лет в наших краях удалась зима. Зима получилась самой настоящей: с морозом, снегом, льдом. И даже каток во дворе залили - не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments