kornet_azarov (kornet_azarov) wrote,
kornet_azarov
kornet_azarov

Category:

Поездатые поезда

Поезд, как известно, транспорт вполне и заслуженно романтический и романтичный. Речь, конечно же, идет о тех поездах, которые в полной мере обладают всеми атрибутами романтики - дымом из трубы, постукиванием колес на стыках рельс, позвякиванием стаканов в подстаканниках. Об одних этих стаканах можно целую оду написать!

В наш, как говорится, стремительный век технологий все эти трубы с баранчиками дыма все стабильней уходят в небытие и воскресают только что на детских рисунках. Вы, поди, тоже такие малевали: паровоз в профиль, какой-нибудь улыбающийся страшила на месте машиниста, круглые физиономии пассажиров в окошках и обязательно завитушки дыма из трубы. "Голубой вагон бежит-качается" наше все не меньше Пушкина.

Вот и живут то тут, то там все эти прекрасные приветы с детских рисунков - редкие и исключительные - и служат исправно до сих пор. Никто, конечно, больше не гоняет их по всяким важным государственным делам. Они служат мирным и по большей части туристическим аттракционом. Чай в подстаканниках предлагают не все, но вот романтических ощущений и впечатлений у каждого - полна коробочка. А дальше дело только в масштабах - маршрута и, собственно, самого локомотивчика.

Я вообще люблю поезда. В прошлом году вот, например, прокатилась с ветерком на "Сапсане", а в Питер из Москвы возвращалась уже на 2-этажном поезде. В плане логистики это, конечно, был не самый логичный вариант, но больно уж хотелось на 2-этажном прокатиться. Еще и койкоместо себе взяла на втором этаже в квадрате - то есть даже полка была под самой крышей. Полка эта запомнилась, главным образом, тем, что восходить на нее надо по лесенке. И второй причина - головой, в которой на тот момент после конкретного марш-броска на Белокаменной основательно расплескалась звонкая боль, я со всего маху приложилась об выступ на том самом потолке. После этого классикой жанра было бы просто повалиться на ту самую койку по схеме "Дух вон" и чтоб вокруг головы звездочки летали. Однако обошлось.

И прошлым же летом-осенью довелось мне приобщиться к покатушкам на еще двух уникальных поездах. Проживают эти паровозные чудеса в разных частях, не побоюсь этого определения, Европы: один в Греции, на Пелопоннесе, а второй в Латвии, в городе Вентспилс.

Поезд из Вентспилса это буквально одна из достопримечательностей города. По-латышски его ласково зовут Mazbānītis, что на русский можно перевести приблизительно как "паровозик-малышок". Или вот, например, знаете "Паровозик из Ромашково"? Вот он тоже будет Mazbānītis.





Есть в Вентпилсе приморский парк, исполняющий также и функции музея. Вот по этому парку и курсирует Малышок. Чисто туристическая развлекалочка. Вообще у музея два малышка, но со вторым мы не знакомы, поэтому покажу вам только один.

Раньше все было по-взрослому, и эта железная дорога, шириной всего в 600 мм, которую построили немцы еще в перед 1-ой Мировой, когда-то соединяла Вентспилс и все прибрежные рыбацкие деревушки.

Все, конечно, когда-то было разрушено и разбомблено. И весь подвижной состав был таком же печальном состоянии. Но мир не без добрых людей, и с течением времени, оценив туристический и финансовый потенциал узкоколейки, дорога была восстановлена буквально из пепла - со всеми станциями и паровозным депо.

Маршрута два: один короткий, неполные 1,5 км, закольцованный, четко по территории парка, и второй - от депо до конечной протяженностью в целых 3 км! От конечной до депо, то есть в обратном направлении, тоже можно ехать. Мы так и сделали.

Мы, прискакав на станцию как те самые пассажиры, отставшие от поезда, успели купить билеты на последний рейс дня. И в честь 1-го сентября нам, хоть мы уже ни разу не школьники, сделали скидку.  Вот не зря говорят, что кассы города берут обаянием!

Посидев внутри весьма аутентичной (хоть и полностью восстановленной) станции и полюбовавшись вдоволь выставленной там дрезиной, мы выкатились на перрон, дабы лицезреть картину "Прибытие поезда".



Самое удивительное, что откуда-то из ближайших лесов, подобные партизанам, понабежали еще и другие пассажиры.



И если вы думаете, что дальше все идет по скучной схеме "Конечная!" (прибывшим пассажирам) и "Ваш билетик!" (отбывающим), то вы ошибаетесь. Все же эта узкоколейка явление действительно достаточно уникальное, и по прибытию местного паровозика из Ромашково начинается действо.



Паровозик, сердито пыхтящий и пускающий из трубы дым, отцепляют от состава и он проезжает еще чуток вперед. Заезжает на круг, и два его машиниста, весь экипаж машины боевой, вручную катают его на карусели. Ну а что, паровозики что, не люди, что ли?!



У этого почти игрушечного паровоза совсем не игрушечная история. Год рождения у него 1916-ый, место рождения - знаменитый немецкий завод Henschel. Это тот самый завод по выпуску паровозов и локомотивов, который во времена Второй Мировой был переориентирован на производство военной техники. В частности, именно этот завод занял ведущие позиции по производству танков "Tiger I".  (Вот так, порой, готовишь материал и удивляешься, насколько же в истории все тесно переплетено!)



В состав армии кайзеровской Германии этот паровозик попал под номером 694 (заводской номер - 14437) и был отправлен на Восточный фронт. Свой нынешний номер он получил после Первой Мировой, попав в списки инвентаря латвийских железных дорог. Номер ML-611 расшифровывается с латышского так: M (manevru) маневровый, L (lauku) сельский (вот тут я не уверена в точности перевода, ибо "lauku" это и сельский, и полевой, и деревенский, и вообще все зависит от контекста, и что здесь больше по нему, этому контексту, подходит - черт его знает!), 6 - это 600 мм и 11 - просто порядковый номер.



На данный момент, во всем мире сохранилась пара десятков таких паровозиков и редкость, если такой зверь на ходу и вообще способен двигаться. Поэтому полноценный рабочий экземпляр - это настоящая гордость любого музея.



Затем Малышка прицепляют к составу с другой стороны, и можно, обливаясь слезами, прощаться с провожающими и махать им белым платочком. Если, конечно, он у вас есть.



Состав, включая вагоны, тоже восстановлен. От вагонов изначально хотя бы оставались рожки да ножки, а вот от станций современникам достались только воспоминания и черно-белые фотографии.



Мы, как приличные люди, пометались между двумя  вагонами - открытого и закрытого типа. Одновременно хотелось ехать и там, и там. Мы забежали сначала в закрытый вагон (пассажирский вагон 3-го класса).



Однако в 3-ем классе (на то он и 3-ий класс!), несмотря на раскрытые нараспашку двери, оказалось душновато. А тем временем погода была прекрасная, принцесса была ужасная, и мы для полноты ощущений и впечатлений поехали в открытом вагоне. И оказалось, что совсем не прогадали, ибо ехали в уникальном вагоне открытого типа, построенном в 1917 году в Англии для нужд опять же английской армии. Крыша и навес - это исключительно для комфорта туристов. В оригинале не было ничего такого - платформа была полностью открытой.



Паровоз бежит себе-качается весьма неспешно, развивая максимальную скорость в смешные 20 км/ч. Пыхтит, коптит, обдавая  дымком, и везет через лес, мимо кемпинга, ползет по мостику, пересекает в одном месте полноценную автодорогу... И, невзирая на его несерьезные масштабы, все авто покорно ждут, пока Малышок проскрипит мимо, утащив в лес свой вагонный хвост. Почему-то данное банальное подчинение элементарным ПДД именно из вагончика этого поезда выглядит очень мило и трогательно. Из этой кареты прошлого, на которой буквально далеко не уедешь, можно посмотреть на современных скакунов снисходительно.



После романтической и неспешной поездки поезд прибывает в депо. Здесь можно увидеть еще один редкий вагончик - почтовый. Всего таких вагонов (в период с 1925 по 1926 годы) изготовили 8 штук. В оригинале все почтовые вагоны красили краской исключительно вишневого цвета.



Депо - весьма уютное местечко и даже хочется на короткое время превратиться в паровоз, чтобы немного пожить здесь.



Слева - небольшой музейчик (здание, понятное дело, тоже восстановлено)...



...а вот желтенький вагончик - это уже шик-модерн и красота: это копия вагона 2-го класса. Он довольно юн, этот вагончик - его построили в 2010 году здесь же, в Вентспилсе.



В депо - хорошо! Птички поют, лес, а за лесом - шумит море. И да, здесь действительно море, а не залив как в Риге. Да и депо не из простых, а в стиле фахверк. Это дом для трех локомотивов, где есть все необходимое для поддержания здравия колесных подопечных в полном порядке.



Еда для паровоза.



А под жарким греческим солнцем, на берегу совсем другого моря обитает еще один уникум. Его маршрут существует аж с 1896 года! За это время он перевез в своих вагончиках не только тысячи пассажиров, но и неоднократно менял свой облик.



Старался, стало быть, соответствовать времени на протяжении целых 123-х лет (и даже уже 124-х лет, учитывая дату открытия 10 марта). Поэтому сейчас это весьма современный поезд - с современными вагонами, с кондеем и даже с дверьми на фотоэлементах.



А паровоз (уж не знаю, оригинал ли или копия), который шел по накатанному ныне маршруту, можно лицезреть здесь же, буквально практически не отходя от кассы.



Отработал свое старый боец и был поставлен на прикол.



И он тоже не просто так, а аж из городу Парижу! Год рождения тоже впечатляет.



А по соседству с мэтром - типичное греческое раздолбайство под кодовым названием: "А нам все пофиг!" Не, ну а че - ветка все равно тупиковая! А вот как автобус подъедет к остановке, что слева... А что, тут еще и автобус ездит?!!



Здание станции здесь вполне себе современное. И современность на этом не заканчивается - билеты на поезд можно купить не только по старинке, в кассе, но и в интернете. В сезон поезд пользуется бешенной популярностью, поэтому о билетах мы позаботились заранее. Иначе есть все шансы на определенных рейсах только поцеловать прозрачные двери вагончиков.





Кроме того, существуют строгие правила перевозки: только человеки! И метаться в муках выбора тоже не придется - в билете четко указывается и место, и вагон.



Что удобно - депо находится здесь же, в нескольких сотнях метров от станции.



Пока ждешь очередной вариации картины "Прибытие поезда", можно неторопливо прогуляться и посмотреть, в каких условиях живут греческие паровозики (хотя здесь они уже совсем не паровозики). Причем эта "игрушечная железная дорога" является частью такого явления как Железные дороги Греции, что есть абсолютный аналог РЖД. Так что все серьезно.



Вроде и расстояние плевое, а даже на нем умудряешься обнаружить какую-то странную платформу с не менее странным... хм... вагоном? ( Это вообще вагон? А если вагон, то почему такой узкий?)



Потом на глаза попадается вот такая радостная бандура (это что, титан?.. или топка?)

Это не у меня горизонт завален, это он так стоял.


...и очередное доказательство того, что "проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке".



С жилплощадью и обслуживанием у местных поездов, похоже, тоже полный порядок. Хотя и не настолько уютно, как в Вентспилсе. В Вентспилсе это все же частный дом. Здесь - все больше коммуналка. Народу Вагонов многовато!





Два поколения поездов. И оба похожи на трамвайчики.



У этого поезда тоже есть собственное имя - Зубастик. Или по-гречески его зовут "Odontotos". Название врача "ортодонт" знакомо? Вот это из той же оперы. В переводе с греческого "Odontotos" буквально значит "Зубастик". К этим зубам мы еще вернемся.



И вот ежедневно, без выходных и проходных, несколько раз в день, по рельсам шириной 750 мм, с максимальной скоростью в 40 км/ч, Зубастик возит пассажиров с побережья в горы, из городка Диакофто в городок Калаврита. А Калаврита, кстати, в зимний сезон превращается аж в горнолыжный курорт. Я, конечно, об этом легкомысленно забыла и одежды потеплей мы с собой не прихватили. А температура тем временем с +29 на побережье упала в горах до каких-то +18-+19-ти. Это ж горы, в конце концов, а горы не прощают легкомысленности.



Маршрут Зубастика чудо как хорош! Скучная гладь побережья скоро остается позади и вокруг начинается самая настоящая красота и магия - поезд едет через горы, пересекает по мостикам горные речки, почти трется боками об отвесные скалы ущелий.

Следующие несколько фоток пришлось потырить в тырнете, ибо бежать, как в поговорке, впереди
паровоза не представлялось возможным.









Иногда даже поезд делает остановки на промежуточных станциях - пассажиры выходят, заходят, предъявляют билеты... Все как у больших.



При всем при этом в горах, прямо на рельсах можно встретить разгуливающих туристов. Если им повезло и они встретились с поездом в широком месте, то туристы даже успевают нырнуть в кусты а если в узком - то поезд их давит! Выглядит это приблизительно вот так:



А в одном месте на маршруте и вовсе возникает вариант реверсного движения: поезд останавливается и стоит ждет, пока приедет встречный. Встречный проезжает, и тогда только тот, кто ждал, отправляется в дальнейший путь.

Фотка предоставлена коллегой.


У меня "встреча поездов" откровенно скверно получилась - совсем меня тут ушатало. В буквальном смысле слова. Промазала по всем статьям. Но хотя бы мутное впечатление об этой встрече получить можно.



Несмотря на безумное количество перевозимых туристов, Зубастик вполне себе полноценный поезд, а не какой-то там аттракцион. И зубы у него действительно имеются и самые что ни на есть настоящие. Ведь горы это ж не только сказочная красота, это еще и сложный ландшафт с перепадами высот. На эти перепады хочешь-не хочешь, а надо забираться. А это ж тяжко! Особенно, когда за спиной несколько вагонов, набитых человеческими тушками.

Вот в такие моменты между двух основных рельс горной узкоколейки появляется третья деталь. Это не совсем рельса, это нечто вроде зубчатой балки, за зубы которой цепляется поезд. Получается принцип шестеренки:



Шестеренка эта необходима далеко не на всех участках пути, таких отрезков всего три и общая их протяженность достигает неполных 4-х км. Когда поезд едет, что называется, "на зубах", его скорость падает до 12 км/ч.



На обочинах иногда встречаются зубы запасные либо уже выдранные и пришедшие в негодность.

И это тоже за авторством коллеги.


И тем более эти зубы не помогают поезду карабкаться по полностью отвестным скалам. Недавно довелось мне услышать и такую ерундистику с флористикой. Воображение вмиг нарисовало картинку: поезд как альпинист висит на практически вертикальной стене, а ниже болтаются вагоны с пассажирами. И пассажиры оруууут... А горное эхо насмешливо их передразнивает.

В общем, услышите про покатушки по отвесным скалам - не верьте. Ибо вертикальный подъем даже такому Зубастику не по зубам.

----

Эй, ttweak, обещанный должок по паровозам я отдала. Где финал калининградских покатушек, редиска?!!


Tags: Греция, Латвия, Пелопоннес, дорога, история, музей, поездки, позитив, приключения, путешествия, техника, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments