kornet_azarov (kornet_azarov) wrote,
kornet_azarov
kornet_azarov

Category:

О чужих и своих.

Начать, пожалуй, стоит с этого...

       Получилось это, как обычно, - то есть случайно. Один из самых известных кинобоевиков советской эпохи. Классика, о которой я знала и никогда не видела. Не знаю, почему. Просто.
       Дебют Никиты Михалкова в качестве режиссера. Обойма актеров, которых теперь все называют (по праву!) великими. Название превратившееся в афоризм, крылатую фразу... "Свой среди чужих, чужой среди своих".
      
Даже если человек советского или постсоветского пространства никогда до этого не видел этого фильма, он обязательно знает эпизод на железнодорожных рельсах (шляпа, яблоко, мальчик, лошадь и - хоп! - прибытие поезда) и знает гениальную музыку Артемьева...



     До недавних пор я как раз к этой категории и относилась. Теперь с гордостью сообщаю - данный пробел в моем синема-образовании заполнен.
     Для тех, кто знает, и тех, кто еще не смотрел, - стильно. Это первое, что приходит в голову. Чередование цвета и монохрома с оттенком сепии. Режиссерский ход? Задумка оператора? Нет. Всего лишь экономия. На "Мосфильме" начинающему режиссеру выделили на фильм слишком мало дорогой, цветной, кодаковской пленки. Отомстили-таки деятели искусства через сына батюшке легендарное обещание: "Г***о не г***о, а слушать будете стоя, молодые люди". И ведь действительно стоят и слушают! Впрочем, речь не о них...
     В общем-то, в целом заметна за всеми серьезными сюжетными линиями, переплетениями, вопросами о настоящей дружбе и теме всегда страшного предательства, мальчишеская сущность режиссера, актеров и всей съемочной группы. И вечная лихость вестерновских героев. Чтоб и на коне скакать, и стрелять, и спасать. Эпизод на рельсах - чистой воды вестерн. И все, что следует за ним - классическое и обязательное времяпровождение бандюг с северо-американских просторов. Чеченские горы ничем не уступают западным каньонам. Чечня вообще похлеще какого-то там Дикого Запада. Причем по сей день. Вестерн - истерн. Разница лишь в стороне света и языке общения, в герой в центре все тот же: один и на запад и на восток. Его поведение предсказуемо своей непредсказуемостью, он берет всю игру на себя. Один. Всегда. "Ну почему?! Объясни мне, почему?! Я просто хочу знать! Почему?! - Ты жадный. А ведь даже Бог завещал нам делиться..."
      Конечно же, они все это прекрасно понимали, когда снимали свой фильм. Оттого в герое Михалкова - шляпа, длинный плащ - проскальзывает что-то от манер героев Клинта Иствуда и Юла Бриннера. Вестерны Серджио Леоне. Великая классика Джона Стерджеса - "Великолепная семерка". У такого вестерна не зазорно поучиться. Ведь и "Семерка", как не верти, впервые возникла на экране вовсе не на просторах Дикого Запада, а среди сакур японских островов. Впрочем, не о них речь...
      А ведь фильм изначально практически провалился в прокате и показал весьма скромный результат. Его обошли картины, которые сейчас не то, чтобы никто не смотрел, так даже и названий таких не вспомнит. А они, оказывается, есть! Впрочем, не о них речь...
     Какие актеры, какие имена! После их перечисления, на губах остается непередаваемый вкус того самого кино, которое пересматриваешь десятки раз. Почему сейчас разучились такое снимать?.. Богатырев, Пороховщиков, Солоницын! Шакуров - неистребимо интеллигентный даже в роли вояки...




Райкин - совершенно безумный, безумный, безумный... Калягин с грустными глазами усталого гения... Адабашьян, которого опознать можно только по голосу, потому что нет в нем ничего от привычного "Овсянка, сэр!"... И, наконец, так и оставшийся загадкой практически для всех, Кайдановский... Оставшийся загадной именно как человек, как актер... Вообще. В целом. Как он хорош в черно-белом цвете! Как хорош в резких перепадах яркости белого и глухоты черного... Иногда кажется, что снимать его можно было именно и исключительно так - без цвета. Чтобы показать всю неуловимую красоту этого некрасивого обычного лица. Поздний Тарковский, раз и навсегда изменивший своим "Сталкером" судьбу Кайдановского, не мог этого не понимать...
     Какое лицо, какие черты... Лицо исключительное, индивидуальное, штучное и в то же время совершенно обыденное, безликое. Лицо актера, способного сыграть, как Добро, так и Зло.




    Таких лиц в нынешнем кинематографе нет. Почти нет. Два только исключения - Смоляков и Серебряков. За что и люблю и того, и другого. Впрочем, не о них речь...
     Что еще? А разве что-то еще нужно? Давно не находилось таких фильмов, которые западали бы в душу настолько, что после просмотра, без каких-либо угрызений совести находишь его на торрентах и добавляешь в личную кинокопилку. Вот так и получается, что все вроде как против пиратства, а на самом деле весьма и весьма им благодарны. Впрочем... Не о них речь...
Tags: кино, рецензии
Subscribe

  • В этот день 7 лет назад

    Немножко греческого колорита: про работу, про «и так бывает» и даже чуток про вино.

  • The Wall

    Надоела некогда любимая чашка? Доставшийся по наследству бабушкин сервиз давно мозолит глаза? На полках скопилась груда ненужной посуды?…

  • Персеиды

    Полуночный лес жил своей невидимой, но слышимой и ощущаемой буквально кожей жизнью. Вот что-то или кто-то прошуршало там, в кромешной тьме: то ли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments