kornet_azarov

kornet_azarov 6 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Чисто мужская история

Случилось это давно и как обычно, - то есть случайно. Один из самых известных кинобоевиков советской эпохи. Классика, которая на слуху, но которую почему-то не видел.

А потом посмотрел –  случайно - и пропал.

Дебют Никиты Михалкова в качестве режиссера. Смотришь и поражаешься: как же он был силен, как же он умел видеть кадр! Ведь многие из них красотой построения напоминают идеально выверенные фотографии.

Обойма актеров, которых теперь все называют (по праву!) великими. Название, превратившееся в афоризм, крылатую фразу. "Свой среди чужих, чужой среди своих".























Даже если человек советского или постсоветского пространства никогда не видел этого фильма, он обязательно знает эпизод на железнодорожных рельсах (шляпа, яблоко, мальчик, лошадь и - хоп! - прибытие поезда) и знает гениальную музыку Артемьева.

Для тех, кто не знает, и тех, кто еще не смотрел (ну мало ли!) - стильно. Это первое, что приходит в голову. Чередование цвета и монохрома с оттенком сепии. Режиссерский ход? Задумка оператора? Нет. Всего лишь экономия. На "Мосфильме" начинающему режиссеру выделили на фильм слишком мало дорогой, цветной, кодаковской пленки. Отомстили-таки деятели искусства через сына батюшке за легендарное обещание: "Г​***о не г***о, а слушать будете стоя, молодые люди". И ведь действительно стоят и слушают!

Впрочем... Не о них речь.

А в целом заметна за всеми серьезными сюжетными линиями, переплетениями, вопросами о настоящей дружбе и теме всегда страшного предательства, мальчишеская сущность режиссера, актеров и всей съемочной группы. И вечная лихость вестерновских героев. Чтоб и на коне скакать, и стрелять, и спасать. Эпизод на рельсах - чистой воды вестерн. И все, что следует за ним - классическое и обязательное времяпровождение бандюг с северо-американских просторов. Чеченские горы ничем не уступают западным каньонам. Чечня вообще похлеще какого-то там Дикого Запада. Причем по сей день. Что наглядно демонстрирует эпизод с массовкой, набранной из местных жителей – перед началом съемок они буднично интересовались: «А оружие будут киношники выдавать или со своим приходить?»


orig.jpg

Вестерн - истерн. Разница лишь в стороне света и языке общения, а герой в центре все тот же – одиночка.  И для Запада, и для Востока. Его поведение парадоксально предсказуемо своей непредсказуемостью, он берет всю игру на себя. Один. Всегда. "Ну зачем тебе это надо?! Ну скажи мне! Я хочу это знать! Зачем?! Тебе! Это! Надо?! Господи… Господи, ну почему ж ты помогаешь этому кретину, а не мне?! – Потому что ты жадный. А даже Бог велел делиться..."

Конечно же, они все это прекрасно понимали, когда снимали свой фильм. Оттого в герое Михалкова - шляпа, длинный плащ - проскальзывает что-то от манер героев Клинта Иствуда и Юла Бриннера. Вестерны Серджио Леоне. Великая классика Джона Стерджеса - "Великолепная семерка". У такого вестерна не зазорно поучиться. Ведь и "Семерка", как не верти, впервые возникла на экране вовсе не на просторах Дикого Запада, а среди сакур японских островов.

Впрочем... Не о них речь.


sTw9VUbCn9k.jpg

А ведь фильм изначально практически провалился в прокате и показал весьма скромный результат. Его обошли картины, которые сейчас не то, чтобы никто не смотрел, так даже и названий таких не вспомнит. А они, оказывается, есть!

Впрочем... Не о них речь.

Какие актеры, какие имена! После их перечисления на губах остается непередаваемый вкус того самого кино, которе пересматриваешь десятки раз. Почему сейчас разучились такое снимать?... Почему сейчас разучились так снимать?.. Богатырев, Пороховщиков, Солоницын. Шакуров - неистребимо интеллигентный даже в роли вояки...




Райкин - совершенно безумный, безумный, безумный... Если не знать, что это абсолютно нормальный человек, в жизни не поверишь. Калягин с грустными глазами усталого гения... Адабашьян, которого опознать можно только по голосу, потому что нет в нем ничего от привычного "Овсянка, сэр!"... И, наконец, так и оставшийся загадкой практически для всех, Кайдановский. Оставшийся загадкой именно как человек, как актер... Вообще. В целом.



Как он хорош в черно-белом цвете! Как хорош в резких перепадах яркости белого и глухоты черного... Иногда кажется, что снимать его можно было именно и исключительно так - без цвета. Чтобы показать всю неуловимую красоту этого некрасивого обычного лица. Поздний Тарковский, раз и навсегда изменивший своим "Сталкером" судьбу Кайдановского, не мог этого не понимать. Какое лицо, какие черты... Лицо исключительное, индивидуальное, штучное и в то же время совершенно обыденное, безликое. Лицо актера, способного сыграть как Добро, так и Зло.

Таких лиц в нынешнем кинематографе нет. Почти нет. Вот если только два исключения - Смоляков и Серебряков.

Впрочем... Не о них речь.


Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес