kornet_azarov (kornet_azarov) wrote,
kornet_azarov
kornet_azarov

Categories:

Музейный день.

     Сегодня за окном отвратная погода - дождь, сыро, серо, низкое небо зацепилось за верхушки деревьев и макушки столбов высокого напряжения. Мокнут машины, облепленные слетевшими с деревьев последними листочками. В общем, тот самый случай, о котором говорят: "Погода шепчет: "Займи, но выпей".

     А ведь совсем недавно стояли чудные погоды! Листва кленов золотилась в лучах осеннего солнышка, и разливалась вокруг какая-то исключительная благостность. И хочется в подобные моменты съездить куда-нибудь погулять. И совсем уж прекрасно, если прогулку можно объеденить с возможностью посмотреть на мир через прицел видоискателя. Так возникла идея посетить Латвийский Этнографический музей. Музей этот считается старейшим в Европе музеем под открытым небом. Музей занимает территорию в 100 гектаров и на сегодняшний день не имеет аналогов в странах Балтии. Возник он в 1924 году, когда Министерство образования приняло решение учредить музей, отражающий культуру и уклад жизни простого народа. И стали привозить отовсюду настоящие жилые и хозяйственные строения крестьян, рыбаков и ремесленников, а также инструменты и предметы прикладного искусства. В настоящее время в музее можно увидеть девяносто традиционных строений. Фермы, мельницы, церквушки, рыбацкие домики были собраны в четырех провинциях Латвии: Земгале, Курземе, Видземе, Латгале.  В год, говорят, его посещает 135 тысяч человек со всех концов света.




  "Чудесно! - подумалось мне. - Как раз то, что надо!" И для начала была предпринята попытка нелегального проникновения на территорию музея, в обход кассы. Не то, чтобы мне жалко заплатить за вход, но просто раньше, в школьные сознательные годы, мы попадали туда исключительно таким образом - надо ж соблюдать традиции!

    Ворота возле конюшни оказались закрыты, и на них висел серьезный замок, а перелезать через забор, уходящий в озеро, средь бела дня да еще и рискуя свалиться в холодную воду, было несолидно. Пришлось переместиться в кусты. Однако забор для моего роста "Метр с кепкой" оказался высоковат да еще и с недружелюбными острыми зубцами по верхнему краю. Зависнуть на них наподобие графа Де Бюсси мне не улыбалось ( это уж совсем было бы не comme il faut), поэтому пацанство пришлось отложить и вспомнить про официальный вход.




    Начало моего образовательного променада было испорчено безобразными латышскими школьниками. Не латвийскими, а именно латышскими. Вести себя в общественных местах они совершенно не умеют. Вот и здесь они носились, как стадо бешенных имбицилов, с гоготом и воплями перемещаясь от одного дома к другому и общаясь между собой исключительно криком. Хотелось собрать их всех в кучу и утопить в ближайшем колодце-"журавле". К черту толерантность и политкорректность!



Или вот... Но... э-э-э... кажется, "мочить в сортире" не вчера было придумано?..



Впрочем, через первые дворы они пронеслись с похвальной скоростью и вскоре исчезли где-то  в лесных музейных зарослях. В итоге, когда я только подходила к середине экспозиции, они уже той же бестолковой толпой валили на выход.



  Информация на сайте музея не соответствовала истине - несмотря на то, что летний сезон длится в музее до конца октября, бОльшая часть домиков и построек была закрыта. И в основном всех посетителей и желающих просветиться встречали вот таким образом:



   И ладно бы закрыли домики, так хоть ставни бы оставили открыми, предоставив возможность хотя бы через окошко заглянуть вовнутрь. Но, видимо здесь практикуют суровый принцип: "Доктор сказал в морг, значит, - в морг".



Кто-то, наверно, хотел подглянуть в замочную скважину. За что и поплатился.



Впрочем, кое-что все было открыто. Например, капелла. Она официально освящена и несколько раз в год здесь проходят службы.







    А рядом обнаружилась православная церквушка, которая приходится родственницей всех церквушек Сибири и Севера. Она никогда не бывает открытой, даже летом, ибо ее интерьер был утрачен.





   А вот так когда-то выглядел типичный крестьянский двор где-нибудь в Латгалии - в самом близком к России регионе Латвии. Там сильно влияние русских традиций. Главная отличительная черта от двора латышского крестьянина Земгале или Курземе - резные наличники окон.



Трубчатая фактура традиционной соломенной крыши.



   Во дворе, в который через официальную калитку мне попасть не удалось, было тепло, хорошо. И только в полной тишине леса было слышно, как глухо и таинственно стукает в закрытом доме неплотно прикрытая ставня. Сквозняк или барабашка?..





    Колодец оказался самым что ни на есть "всамделишным", с мутной, какой-то жирной застоявшейся водой на дне. Даже в жару такое пить не рекомендуется - козленочком точно можно стать.





А буквально в двух шагах от уютненького дворика удалось обнаружить открытый дом и заглянуть вовнутрь.

  Смотришь на все это и думаешь с ужасом: "Как же они жили-то?!" Ладно летом, а зимой! Зимой-то как они это отапливали? Ведь для поддержания тепла в избе, которая даже минимально не была утеплена, печь приходилось топить, видимо, круглыми сутками.



   Частенько в таких избушках без курьих ножек хозяева жили вместе с батраками. Делили помещение шкафом на две половины и жили. Летом батраки ночевали на сеновалах и чердаках домов.





Солнечная геометрия.



   В музее всего 118 экспонатов, и, насколько мне известно, коллекция давненько не пополнялась. Музей гордится наличием корчмы, где в раздельных помещениях ночевали не только господа и крестьяне, но и даже лошадей ставили в разные конюшни.

    Побродив по музею, можно проследить эволюцию крестьянского жилища: от примитивных избушек в одну комнату до серьезных домиков.




    Чтобы обзавестись таким домом, крестьянин вынужден был буквально пахать как минимум 10-ть лет. Зато вполне современное строение и уже даже с электричеством. Сейчас такие запросто можно встретить в каком-нибудь маленьком провинциальном городке Латвии или той же самой Литвы.



В музее имеются несколько мельниц. Причем все они разные.



  А еще здесь есть самые настоящие солнечные часы! И как выяснилось, солнце все же точней кварцевого механизма. Мои часы потом пришлось слегка подгонять.





Ну а потом оставалось только прогуляться вдоль симпатичного заборчика...





...чтобы в конце музея обнаружить табличку:



Tags: Рига, дела давно минувших дней, музей, осень, природа, прогулка
Subscribe

  • 4ёрта c II

    И вот только не надо! Не надо пучить глаза, глядя на абракадабру на месте заголовка. Это, товарищи, не абракадабра. Это, товарищи, почти ребус.…

  • Жежешечка напомнила один уникальный момент

    Этот пост был опубликован 9 лет назад! Эх... как же давно это было...

  • Слова, слова, слова

    Евгений Александрович Евстигнеев в роли Евгения Александровича, режиссера народного театра... - Евгений Александрович, вот это место... (отодвигая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments