kornet_azarov (kornet_azarov) wrote,
kornet_azarov
kornet_azarov

Categories:

"Несколько хороших парней".

  Уважаемые господа присяжные заседатели, слушается дело двух морских пехотинцев США. Место их службы Куба, залив Гуантанамо. Места там, конечно, жарковатые. Не у всех получается пробежать длинный кросс или преодолеть полосу препятствий. Один из сослуживцев подсудимых, Уильям Сантьяго, не мог. И умолял командование перевести его с базы в обмен на информацию о незаконной стрельбе через линию ограждения.

« - Что такое «линия ограждения»?..
           - Высокая стена, отделяющая плохих парней от хороших».

Однако подсудимые по приказу того самого командования, устроили ему «Красный код»: ночью, после отбоя, они пришли в комнату к Сантьяго, затолкали ему в рот кляп и связали. Собирались ли они, применив в качестве воспитательной меры физическое воздействие, избить его, или хотели оставить связанного до утра, или собирались читать ему вслух до самого восхода устав морпеха США, неизвестно. Известно только, что в результате ночного визита Сантьяго умер.

 

«Красный код», господа, штука неоднозначная и официально как уставом, так и командованием запрещенная. Впрочем, как и любое другое проявление дедовщины. Вот только командующему базой в Гуантанамо, полковнику Джесопу (Джек Николсон), на это, мягко говоря, довольно сильно наплевать, и он этот «Красный код» активно применяет. На базе он царь и Бог. Он военный делец. Его бизнес – спасение человеческих жизней. Похвальное, в общем-то, занятие, если бы не способы, какими он этого добивается.

« - Я завтракаю в трехстах метрах от тысячи кубинцев, которым приказано убить меня».

Полковник, завтракая на столько опасном расстоянии от толпы кубинцев, мечтающих избавить именно от него белый свет, имеет право требовать, чтобы из доходяги Сантьяго сделали образцового пехотинца и смысли это позорное пятно с боевой славы всего военно-морского флота звездно-полосатой Державы. Ибо другим не место на стене, защищающей демократию.Вот такая история на вечную тему обсуждаются ли приказы.

Столь непростое дело попадает, конечно же, в Военно-полевой суд США, и доказывать то, что подсудимые не могли поступить иначе, предстоит аж трем адвокатам. Капитан-лейтенанту Джоан Гэллоуэй (Деми Мур), лейтенанту Вайнбергу (Кевин Поллак) и ведущему адвокату, лейтенанту Дэниэлу Каффи (Том Круз).

Последний – весьма примечательная личность, господа. Потомственный юрист, болтающийся во флоте эдаким баластом в ожидании, когда же его спишут «на берег», предпочитает сложности судебных проволочек игре в бейсбол. Ведь скоро соревнование, надо быть в форме, надо совершенствовать навыки...

Ему абсолютно все равно, что будет с его подопечными, и чужими судьбами он готов жонглировать с такой же легкой непосредственностью, с какой применяет знание законов и бросает мячик. И он бы рад разделаться с делом Сантьяго максимально быстро, лишь бы только не отвлекаться от более важных для него тренировок. Однако – экая досада! – капитан-лейтенант, как не верти, все же выше званием простого летехи. И приходится Каффи под напором Гэллоуэй отложить в сторону бейсбольную биту и сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей.

« - И передайте своему другу, чтобы он там не умничал. Пехотинцы Гуантанамо – фанаты.
     
- Фанаты чего?

     
- Морской пехоты».

Фильм Роба Райнера основан на пьесе Аарона Соркина, а пьеса, в свою очередь, основана на реальных событиях с той только разницей, что в жизни никто не умер. Жанр судебной драмы вариант практически беспроигрышный для страны, где в Конгрессе заседают люди в большинстве своем с юридическим образованием. Но фильм хорош вовсе не этим. Здесь отличные диалоги, в которых присутствует спасительный юмор, - их просто хочется растащить на цитаты. Без сдержанного юмора фильм превратился бы в «один из». И, конечно же, даже не в этом дело!

Прежде всего фильм хорош актерскими работами. И прежде всего двумя основными. Как хорош здесь Том Круз – молодой, еще не пресытившийся славой и многомиллионными гонорарами. По сути своей, он играет самого себя, отлично показывая, какой сложный путь проходит неопытный адвокат (актер, полицейский, врач, да кто угодно) за одно сложное дело, превращаясь из легкомысленного раздолбая во взрослого человека, осознавшего, что значит ответственность, приказ, вера и честь. Пружинисто-энергичный, молодо-злой здесь он тот самый Круз, игравший в «Далекой стране» и старавшийся держать планку самого Дастина Хоффмана в легендарном «Человеке дождя». За такие роли при условии отличного исполнения ему можно простить даже его дурацкую, невыносимую манеру играть, раскрыв рот.

Однако как бы не был хорош Круз, как бы он не пытался дотянуться до уровня Хоффмана, он теряется, как только на экране возникает Джек Николсон. Он просто исчезает, испаряется, меркнет, его нет, не существует просто как явления и как факта. У него нет и никогда не будет ни такой харизмы, ни такого умения, ни такого таланта.

Николсон. Актер-легенда. Уже. Он, наверно, стал ею сразу же после премьеры «Полета над гнездом кукушки». Милош Форман не мог ошибиться, выбирая актера на главную роль. Только не в тот раз. Николсон даже не актер, исповедующий религию системы Станиславского. Он – актерище системы Станиславского. Ах, господа присяжные заседатели, с ним ли тягаться Крузу с его по-идиотски отвисшей челюстью?..

Да, антиподы здесь классические. Самый-самый Каффи, олицетворение Американской мечты: такой неправильный, инфантильный вначале, такой положительный, возмужавший в конце. Олицетворение супермена, прикрытого личиной простого человека.

« - И это твой план?
     
- Это мой план!

     
- И как ты это сделаешь?

     
- Понятия не имею!»

И такой же «самый-самый» Джесоп. Главный оппонент, главный злодей – образованный фанатичный негодяй, вояка, полный святой веры в собственную правоту и непогрешимость своих методов. Как он входит в зал суда! Как гордо несет свою голову! Как иронично отвечает на вопросы Каффи и как сатанеет буквально за несколько секунд, до этого сохраняя на лице маску ледяной снисходительности! Все разыграно и сыграно как по нотам, соблюдены все диезы и бемоли, и от такой игры захватывает дух. Сцена финального допроса до исключительности филигранна.

И после этого только и остается, что выдохнуть.

Таковы обстоятельства дела, господа присяжные заседатели. Таковы его герои и факты. А факты, как известно, чертовски упрямая вещь. Фильм «Несколько хороших парней» относится к разряду «киновкусностей». И это факт, господа присяжные заседатели, это факт.

 

 

 

Tags: кино, рецензии
Subscribe

  • Слова, слова, слова

    Евгений Александрович Евстигнеев в роли Евгения Александровича, режиссера народного театра... - Евгений Александрович, вот это место... (отодвигая…

  • О предложениях, от которых не отказываются

    Стоит произнести «Сицилия», и моментально выстраивается стройный ассоциативный ряд: солнце, оливки, Этна, вино… Безобидный…

  • Чисто мужская история

    Случилось это давно и как обычно, - то есть случайно. Один из самых известных кинобоевиков советской эпохи. Классика, которая на слуху, но которую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments