kornet_azarov (kornet_azarov) wrote,
kornet_azarov
kornet_azarov

Categories:
  • Music:

Хреческие вечера (утра и дни). Вечер 9-й. Родос. Старый город.

Замок временем срыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит -
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.



Когда произносишь словосочетание "Старый Город", в сознании европейца, как правило, возникает четкий ассоциативный ряд: пара-тройка кварталов XVIII, ну пускай даже XVII (у кого насколько наглости хватает) веков, несколько трухлявых домиков, где кто-то там родился, жил и умер. Наверно, это закономерно и логично. Даже понятно и оправдано.

Но только не в случае со Старым городом Родоса.

Днем это немного суетливый, шумный, туристический город, "купи-продай", "отдохни-поешь". Но ночью... Ночью этот город преображается, становится иным, сбрасывает с себя все прожитые века и возвращается в рыцарскую эпоху.



Родос может похвастаться одним из самых впечатляющих старых городов в Европе: полноценным, жилым и живым. Люди не покинули его и не законсервировали, превратив в музей под открытым небом. Хотя нет, он, все же музей, но музей фантастический по своим атмосфере и духу. До сих пор за высокими крепостными стенами, протяженностью почти в 6 километров и толщиной достигающей кое-где 12 метров, живут и работают люди. Причем они живут в тех самых домах, которые были построены рыцарями в XIV-XV веках.



Для того, чтобы понять размах, величие и уникальность этого места достаточно увидеть главный вход в Старый город - Морские ворота. Если верить старинным гравюрам, море когда-то доходило до самых сторожевых башен. Ныне местные называют это место просто - Колонна.



Конечно, рыцари появились на острове не просто так. В 1306 году один из генуэзских адмиралов (а Родос в то время пускай формально, но принадлежал Византийской империи) продал Родос, Кос и Лерос рыцарям ордена Святого Иоанна. Родосцам рыцари эти сто лет как не сдались, поэтому новым владельцам они оказали отчаянное сопротивление, и господа без страха и упрека смогли обосноваться на острове только в 1309 году.



Изначально рыцарский орден Святого Иоанна из Иерусалима не был задуман, как военная организация. Он был создан итальянскими купцами, проживавшими в Святых Землях, и по сути своей являлся филантропическим обществом. Задача ордена госпитальеров (от латинского hospitalis - гостеприимный) заключалась в том, чтобы оказывать помощь паломникам по Святым Землям. Однако, когда Иерусалим захватили крестоносцы, госпитальеры под влиянием обстоятельств были вынуждены изменить философию пацифизма на политику военных действий. Так они превратились в военную организацию, находившуюся под патронажем церкви. Дельного сотрудничества с крестоносцами у госпитальеров не сложилось. Они были изгнаны из Святых Земель, перебрались на Кипр и оставались там в течение 18-ти лет. Именно с Кипра они прибыли на Родос.



Двести тринадцать лет правления госпитальеров не прошли без следа. Их пребывание на Родосе оставило яркую память, придав острову особый колорит, который так несложно почувствовать даже сейчас. Это и разбросанные по всему острову развалины замков, и крепостные стены Старого Города, и Дворец Великих Магистров.

В ордене соблюдалась строгая иерархия, и все члены ордена делились на три категории. Первой категорией являлись сами рыцари - это были люди благородного происхождения, обязанные нести военную службу. Второй кастой избранных являлись священники - в их введении была церковь. И третьей составляющей ордена были "братья милосердия" - именно эти люди, по сути, выполняли всю грязную работу: присматривали и ухаживали за больными и пострадавшими паломниками. Для того, чтобы выносить средневековые "утки", благородное происхождение, понятное дело, не требовалось, однако "братья милосердия" обязаны были быть детьми свободных родителей.



Орден госпитальеров объединял в себе представителей всех стран католической Европы. В каждой стране свой язык общения, поэтому это сказалось на ордене - люди в нем делились еще и по языковому признаку. Назывались такие группы незамысловато - "Языки". Иначально их было семь: Прованс, Оверни, Франция, Италия, Англия, Германия и Испания. Даже вход в город у каждого языка был свой, и немца ни в коем случае не пропустили бы в крепость через ворота англичан.
Язык Франции поддерживали языки Прованса и Оверни, именно поэтому французы, конечно же, были в большинстве. Соответственно и язык общения в ордене был французским. Язык документации - латынь.

Главным в ордене был Великий Магистр, избиравшийся из членов ордена. Избирался он пожизненно и мог творить, что угодно - никакой импичмент за исключением Страшного суда ему не грозил. И опять-таки прослеживается дискриминация других языков: из 19 Великих Магистров, избранных за 213 лет пребывания ордена на Родосе, 14 были французами.



Говорят, максимального своего расцвета Родос достиг именно в период правления госпитальеров. Рыцари были людьми практичными да и крестоносцы, слава Богу, показали, как в этом мире деньги зарабатываются. И вот эти распрекрасные воины, некогда главные герои грез романтически настроенных девиц, быстренько наладили контроль за всем побережьем Средиземноморья. Подвиги подвигами, но, кушать, простите, тоже хочется. Дани, подати, налоги стали главными статьями доходов некогда филантропического общества... Проще говоря, средневековый рэкет. "Крыша" без страха и упрека. Вот вам и "Лихие... средневековые".



Придя на остров, госпитальеры навели здесь свой порядок, однако в целом их сосуществование с греками было довольно мирным. Конечно, местные порывались вытурить забралоносцев с острова, но силы и военное преимущество было на стороне последних. Да, рыцари настроили католических церквей, поприжав церкив православные. Да, рыцари поделили город на две части, но при этом местным не запрещалось находиться на рыцарской половине, как это стало запрещаться во времена турецкого правления.

Туркам остров Родос всегда казался лакомым кусочком - чего уж там, 15 км морем не такое огромное расстояние!  Однако покорить Родос османцам никак не удавалось. И только в 1522 году им улыбнулась удача. Легенда гласит, что сам Сулейман Великолепный осадил остров, и осада длилась аж целых 6 месяцев. Самое интересное, что рыцари прекрасно осаду эту выдерживали. И выдержали бы, если б не одно "но".



Но был, говорят, в рыцарском ордене некий господин по имени Д'Амарал. Француз португальского происхождения.  Д'Амарал... аморал... В общем, уже по фамилии чувствуется, что человек он был нехороший. Говорят, мечтал Д'Амарал возглавить орден, стать то бишь Великим Магистром, однако по тем или иным причинам желание его среди сотоварищей не находило поддержки. Максимум, что ему досталось - должность начальника порохового склада. И вот затаил Д'Амарал (ну аморальный тип, аморальный) лютую злобу на весь свой орден. А тут Сулейман - и весьма кстати.

Что сделал наш герой... Он взял и припрятал весь порох. Спрятал его в подвалах главной церкви ордена. Затем приказал своему слуге пробраться к крепостным стенам и, прикрепив к стреле записку, выстрелить ею в сторону турецкого лагеря. Надеялся Д'Амарал, что его записка, где он указывал, что у рыцарей-де не осталось запасов еды, воды и, главное, пороха, попадет в руки самого турецкого воеводы. И уж не спрашивайте меня, на каком языке писал француз португальского происхождения турецкому султану, но только это двое прекрасно поняли друг друга. В результате предательства, госпитальеры были вынуждены отдать город туркам. Оставшимся в живых, турки милостливо разрешили убраться в сторону Сицилии. С Сицилии госпитальеры перебрались на Мальту и с тех пор стали называться мальтийскими рыцарями. Ныне штаб-квартира ордена находится в Риме, но, конечно, ни о какой военной деятельности речи уже не идет.




На Родосе же обосновались турки. Идея деления города на две части им понравилась. Однако на нетурецкой стороне города разрешалось жить кому угодно, но только не грекам. Греки были изгнаны из города Родос, могли появляться на его территории только пока светит солнце, после же его захода любой грек, оказавшийся за крепостными стенами рисковал остаться без головы.



Дворец Великого Магистра турки использовали в качестве тюрьмы. Все церкви переоборудовали либо под мечети, либо под скотные дворы. Все греческое было запрещено: язык, культура, письменность... И, понятное дело, что когда в 1912 году, в результате поражения турков в итало-турецкой войне, на Родос пришли итальянцы, греки были рады оказать поддержку не только итальянцам, но вообще любому, кто избавил бы их от османцев. Итальянцы огляделись, заметили берега Турции неподалеку и напомнили загостившимся: "Пятнадцать километров морем - добро пожаловать домой!" Загостились, мол...



Именно итальянцы восстановил все то, что было разрушено турками. Они восстановили пришедший в упадок, разрушенный Дворец Великого Магистра. Однако занимались они этим не только из любви к прекрасному. Планировалось, что сюда, на Родос, прибудет сам Муссолини и, обосновавшись во Дворце Великого Магистра, воцарится здесь на царствование. Он так хотел попасть сюда и хоть немного поцарствовать, что даже поторопился оставить на Родосе свой знак. Роза - символ Родоса, меч - символ Муссолини. На рукояти меча читается надпись FERT, что расшифровывается как "Моей властью Родос будет покорен". Но Муссолини предполагал, а Бог располагал - и никогда нога итальянского диктатора не ступала на землю Родоса.



После поражения стран Оси, Родос и другие острова Додеканского архипелага оставались под патронажем Британии. Вплоть до 1948 года, когда остров официально не был присоединен к Греции.

Такие вот нешуточные страсти кипели на узких, мощенных галькой улочках Старого города.



Сейчас страсти утихли, город стал вполне себе мирным. Но эти камни и эти улицы по-прежнему готовы рассказать свои легенды тому, кто готов их слушать.

Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком,-
Потому что любовь - это вечно любовь,
Даже в будущем вашем далеком.







Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов целой груды веков,-
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.





И кажется, когда гуляешь в мистической тишине главной улицы города - улицы Рыцарей - что еще немного и цокнет за спиной подкова, фыркнет нетерпеливо лошадь и звякнут доспехи. Невольно даже оглядываешься, прислушиваясь к собственным шагам. Но тихо на улице Рыцарей, и темны окна в домах, где раньше располагались резиденции "языков".



На этой же улице, только чуть подальше можно увидеть главную церквушку французского языка. Турки и ее переделали под мечеть, но с приходом итальянцев status quo был восстановлен.



В конце улицы  усиливающийся ветер только раскачивает огромный фонарь. Он жалобно, негромко поскрипывает... Словно стонет.



Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость.





Хорошо, если конь закусил удила
И рука на копье поудобней легла,
Хорошо, если знаешь - откуда стрела,
Хуже - если по-подлому, из-за угла.






В этом городе, таком мистическом ночью, до сих пор живут призраки. Может, это кто-то из тех рыцарей, кто когда-то охранял ворота французского "языка", ныне названые в честь одного из Великих Магистров - Д'Амбуаз"?..



А дальше - бегом, торопясь, пока не встало солнце - несешься в порт Мандраки, военный порт античного Родоса. Потому что там, у крепости Святого Николая - мистика продолжается. Там рождается рассвет.



Одним из самых известных символов Родоса является олень дама-дама.  Корни этой истории традиционно, по-гречески, теряются и находятся в мифах. Это Персей, победивший горгону Медузу, пролетал над Родосом, держа в руке ее голову. И несколько ее волос упали на остров. Так на Родосе появились ядовитые змеи. А олени как раз и избавили остров от этих змей, передавив их всех копытцами. И это не только красивая легенда - змеи глухи, но прекрасно чувствуют малейшую вибрацию земной поверхности. Достоверно известно, что змеи не станут неосмотрительно жить по соседству с копытными животными.



И отсюда же можно оценить масштаб дворца, в котором когда-то жил главный человек рыцарского ордена.



Город за спиной потихоньку просыпается. Но нешумно, робко, словно только пробуя собственные силы перед тем, как пуститься в будничный свой поход. Но к приему новых гостей этот город готов всегда.



Еще немного и круизный корабль окажется в порту.



Круизник подбирался все ближе к крепости, а вот солнце не торопилось, хотя и было уже совсем рядом.



И... пришел рассвет.



До самолета на Крит оставалось еще 6 часов.







  
Tags: Греция, Родос, дела давно минувших дней, путешествия, работа
Subscribe

  • Sex, жесть & rock'n'roll

    Эпиграф: М/ф "Падал прошлогодний снег". А хочешь, мой маленький читатель, я расскажу тебе сказку? Вернее, сказки. Или еще вернее,…

  • Слова, слова, слова

    Евгений Александрович Евстигнеев в роли Евгения Александровича, режиссера народного театра... - Евгений Александрович, вот это место... (отодвигая…

  • Шурик, это не наш метод!

    Домучала второй сезон "Метода". Первый был роскошен. Самое лучшее, что есть во втором - начальные титры и саундтрек.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments