kornet_azarov (kornet_azarov) wrote,
kornet_azarov
kornet_azarov

Categories:

Полуфабрикат a la Маринина.



Александра Маринина. Сложно найти человека, который не понял бы, о ком идет речь. Писательница, чей скромный вклад в беллетристику, выклядит жалкой на фоне плодовитости Донцовой или той же Устиновой. Она удачно стартовала на поприще детектива – почва благодатная плюс опыт работы в органах. Сам Бог велел. Чуть занудновато-скучноватые детективы об Анастасии Каменской и компании логично воплотились в зрительные образы на экране, превратившись в достойную возможность провести вечер. Экранизация получилась более, чем удачная за исключением нескольких серий. Хорошие актеры, отличные сценаристы, убралось то, что должно было убраться – и вот уже в киноцитатниках появляются реплики Каменской: “Я не женщина. Я милиционер”, а вслед за Юрой Коротковым можно повторять: “Все бывает. И жук свистит, и корова летает”. В общем, несколькими национальными героями стало у нас больше.

Но есть у популярного автора и кое-что еще, не МУРом единым, так сказать. Например, “Чувство льда”. Двухтомник. Стильная обложка, холодные голубые тона оформления. Поклонники Каменской могут не беспокоиться – Анастасии Палны здесь нет. Здесь дела бытовые. Нечто вроде житейско-семейной саги с прилепленным в самом финале убийством. 

6679519.jpg

Нечто подобное госпожа Маринина уже пробовала делать. Несколько лет назад издательство “ЭКСМО” выпустило в печать ее опять же двухтомник “Тот, кто знает”. Первый блин получился вовсе не комом, а удался на славу. Вплетя в повествование ниточку криминальной интриги, госпожа Маринина умело создала харАктерных героев, сделав их запоминающимися. Двухтомник получился по-человечески простым и понятным. Роман о людях и о событиях, которые могут произойти с любым.

В “Чувстве льда” Маринина пытается испечь еще один блин по тому же самому рецепту. Герои и характеры снова созданы выше похвал. В них, вернее, в их существование или проживание на соседней улице можно поверить. И... как-то на этом все. Дальше и в целом какой-то странно-растерянный хаос, словно автор в процессе работы постоянно что-то превносила в сюжет, но под конец отшлифовать повествование забыла. Так и проглядывается за ровными строками типографского текста: “А, вот еще это вставить... И сюда добавить... Блин, еще же убийство забыла! Переписывать уже не буду, прилеплю сюда, а то сроки поджимают. И так покатит, пипл схавает”.

В общем-то, как-то тут всего слишком много. И фигурное катание, и издательский бизнес, и то самое ненужное убийство. Разделив это все запятой или даже точкой, можно было бы написать 3 полноценных детектива, не создавая сомнительного качества солянку. Впрочем, в своих интервью Маринина сама признавалась, что готовить она не умеет.

Убийство, да еще и под занавес, остается действительно самым странным и лишним пунктом программы. Если убрать его – повествование ничего не теряет. Как предложения с причастными или деепричастным оборотом, лишенное этого самого оборота. Если убрать саму героиню, которую в итоге-то и убили, повествование так же ничего не потеряет. В конце концов, программа, которую катала госпожа Маринина, была произвольной, а вовсе не обязательной. Многообразие и перенасыщенность не признак вкуса и качества.

Впрочем, вспоминается еще фразочка, приблизительно звучащая следующим образом: “Очень часто, не в силах распутать интригу, автор детектива убивает героя вместо себя”.

А кроме того, становится заметно, что у автора созрело “послание народу” на тему “Что такое хорошо, и что такое плохо”. Отсюда и один из героев – эдакий философ, продвигающий свои идеи в массы. С одной стороны, вроде как накипело, и автор действительно вырос из жанра детектива... С другой – Маринина будто сама оправдывается по определенным пунктам собственного жизненного пути. Что-то сильно личное проскальзывает в словах, произносимых героем-философом.

Рецепт блина не изменился, но при замесе теста что-то из ингридиентов определенно было потеряно, и получился ком. То ли муки многовато, то ли сахара недосыпали.

Просто это видимо то, что называется “усталостью пера”. Исписался автор.

Наверно, пришло время брать уроки по выживанию у Дарьи Донцовой, ибо, в отличие от своих героев, на этот раз “красиво оформить выезд” Маринина не сумела.

Tags: изба-читальня, рецензии
Subscribe

  • Из старенького, но незабытого

    Этот пост был опубликован 5 лет назад!

  • Средневековье с Лукоморьем

    Там, на неведомых дорожках Скелеты бродят в босоножках. Из народного творчества. Можно было бы назвать этот пост в лучших традициях голливудских…

  • Parabellum

    Во всемирной паутине время от времени натыкаюсь на опросы типа: "Ваша любимая фотография" или "Фотография, которая вас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments